Арбитраж

Практика Правила Мнения

В книге “Рекламационное право и рекламации по нарушениям контрактов” впервые определено понятие рекламационного производства (процесса).

В данном разделе сайта будут предприняты попытки указать с точки зрения арбитражного процесса на обязательность правильного и своевременного применения отдельных элементов рекламации и других средств рекламационного производства и на последствия неправильного и несвоевременного действия контрагентов в рекламационном процессе в случае нарушения контракта.

Рекламационное производство (рекламационный процесс) есть совокупность полномочий, действий, мер и средств, которые рекламационные стороны предпринимают между собой и при участии третьих лиц в целях:

Рекламационное отношение, как и рекламационное производство, возникает не в результате самого нарушения договора, но вследствие предъявления рекламационного акта.

Рекламационное производство следует понимать как развитие или смену рекламационных средств и их дополнений (рекламационное извещение, доказательства, ответ на извещение и встречные доказательства, дополнения, рекламационные требования, доказательства, ответ на рекламационное требование, дополнения, встречные требования и встречные доказательства) предъявителя рекламации и получателя рекламации.

Обязанность возбуждения рекламационного производства имеет несколько аспектов. В случае нарушения договора сторона, нарушившая договор, должна путем рекламационного извещения сообщить об этом другой договорной стороне для предотвращения убытков или их увеличения, если убытки уже возникли.

Эта же обязанность рекламационного извещения существует и для соблюдающей договор стороны. Она обязана направить рекламационное извещение, доказательства нарушения договора и т.д., если желает устранить нарушения договора и его последствия за счет стороны, нарушившей договор.

Обязанность предъявления рекламации не абсолютна, так как соблюдающая договор сторона может самостоятельно и за свой счет устранить нарушение договора и его последствия.
Но если она желает устранить нарушение и его последствия за счет нарушителя, она обязана предъявить рекламационное извещение, рекламационное требование и другие рекламационные средства по необходимости.

Но если один из контрагентов не доволен развитием или окончанием рекламационного производства, он может предъявить против другого контрагента иск в суд или арбитраж в течение срока, предусмотренного применимым правом.

Возникает вопрос: является ли рекламационное производство условием возбуждения арбитражного производства?

Обязательность рекламационного процесса, как условие для предъявления арбитражного иска, является редким и новым явлением в мировой правовой практике. Это еще одно признание его прогрессивного значения, поскольку:

Рекламационный (претензионный) процесс и начинается предъявлением:

В этом смысле считаю, что надо позволять ведение судебного или арбитражного процесса и, в случае не предъявления извещения о нарушении договора, причем:

Многие юристы, судьи и арбитры смущены тем, что новый ГК РФ больше не использует определения ранее предусмотренного обязательного претензионного порядка, и считают, что обязательного претензионного порядка больше нет. При этом не учитывают, что ГК РФ правильно предусматривает обязательное применение отдельных элементов рекламации или средств рекламационного процесса – в очень короткие сроки с момента, когда нарушение было обнаружено или должно было быть обнаружено.
Рекламационный процесс в ракурсе арбитражной практики правильно осветит решения не только ГК РФ, но и других национальных и международных кодификаций гражданского и договорного права.

Более конкретно см. книгу “Рекламационное право и рекламации по нарушениям контрактов” Божидара Митровича.